Ни для кого не секрет, что «красной нитью»
государственных закупок в Украине, как в прочем и во многих других странах
мира, является коррупция. Именно с целью её искоренения на уровне
общегосударственной политики обсуждается Концепция развития и внедрения электронной
системы государственных закупок в Украине (далее – Концепция). Данная Концепция
в качестве ориентира опирается на положительный опыт осуществления
государственных закупок в дружественной нам Грузии – стране-образце по
искоренению коррупционных практик.
Предложенная Концепция предполагает достижения
как минимум следующих целей:
§
искоренение и системное предотвращение
коррупции, как главной цели;
§
прозрачность (предполагает прямой и ничем не ограниченный доступ к
информации о закупках);
§
недопустимость дискриминации и объективность в
оценивании документации закупок (предполагает последовательную процедуру оценки поставщиков после
открытия предложений);
§
простота и лёгкость применение процедур;
§
переход на безбумажный документооборот;
§
полная отчётность (как инструмент повышения уровня прозрачности
закупок).
По мнению «отцов» Концепции, переход к
электронной системе государственных закупок должен осуществляться постепенно с
обучения работников заказчиков, чтобы не допустить обратного негативного
эффекта отторжения.
Среди основных идей электронной системы можно
выделить:
§
реверсивный
аукцион должен стать обязательной частью торгов;
§
определение
победителя осуществляется по наименьшей цене с последующей оценкой соответствия
квалификационным требованиям;
§
использование
электронных модулей разъяснений и обжалования;
§
автоматическое
взаимодействие (интеграция) электронной системы (платформы) с различными
государственными реестрами;
§
самофинансирование.
Одним из главных новшеств, предусмотренных Концепцией,
является создание независимого органа – владельца (оператора) электронной
платформы, подотчётного Кабинету Министров Украины. На пример, в Грузии таким
органом является Агентство Электронных Закупок.
Учитывая мировой опыт внедрения систем электронных
государственных закупок, в зависимости от форм собственности привлечённого
капитала в создании электронной платформы выделяют моно- и мульти- платформенные системы.
Моно-платформенная система предполагает, как правило, нахождение электронной
системы в собственности государства, в то время как мульти-платформенная
система – симбиоз государственной и частной собственности.
В случае Украины оптимальным решением
представляется мульти-платформенная система, при которой поддержка базы данных
и модуля реверсивного аукциона остаётся в ведении специально созданного органа,
а все остальные модули, взаимодействующие с клиентами, «демонополизируются».
При этом важно, чтобы система могла обеспечивать кросс-доступность, т.е. клиент
платформы «А» мог без проблем участвовать в торгах, объявленных на платформе
«Б» и наоборот.
Следует отметить, что на данный момент
осуществляется разработка программного обеспечения системы электронных закупок,
создаются начальные модули и соответствующая инфраструктура. Предполагается,
что с 01 января 2014 года будет запущен Пилотный проект с целью апробации
системы. Проект будет охватывать «допороговые» (до 100 000 грн.) закупки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий